Тренд на популизм в загородном строительстве: успехи и подводные рифы.

936 08.06.2012

Традиционное отношение к недвижимости в ближних пригородах, как к элитной и недосягаемой для большинства, разрушается на глазах. Девелоперские компании увидели выгоду в малоэтажной застройке эконом-класса.

Традиционное отношение к недвижимости в ближних пригородах, как к элитной и недосягаемой для большинства, разрушается на глазах. Девелоперские компании увидели выгоду в малоэтажной застройке эконом-класса.
 
Доступная квартира «на природе»
 
Изменения в структуре рынка недвижимости, как считают эксперты, произошли благодаря кризисным явлениям в экономике. Как показали маркетинговые исследования, нынешний массовый покупатель, желающий обрести жильё за городом, в большей степени интересуется стоимостью, нежели статусностью жилого комплекса. Пару-тройку лет назад «на природу» переселялись в основном весьма обеспеченные граждане, на которых и ориентировались застройщики. Сейчас более трёх четвертей строительства относят к сегменту «эконом».
 
Нельзя сказать, что между современными площадками и ранее выстроенными загородными объектами не существует серьёзных различий. Прежде всего, на стоимость загородного жилья влияет его отдалённость от города. Экономичные таунхаусы располагаются на расстоянии более пятнадцати километров от города, ещё дальше – небольшие коттеджи с прилегающими участками от восьми до двадцати соток. Площади такого жилья довольно скромны – от ста пятидесяти до двухсот метров. Впрочем, на обязательном наборе коммуникаций экономичный вид строительства не отразился: те же электросети, газ, собственный источник питьевой воды, междомовые проезды и дороги – необходимые условия для сдачи объектов в эксплуатацию.
 
Анализ рынка показывает, что средняя стоимость такого жилья составляет около полутора тысяч долларов за квадратный метр. Среднего размера дом с земельным участком обойдётся в пределах семи-восьми миллионов рублей. Таким образом, за умеренную цену сегодня можно приобрести достаточно комфортное жильё неподалёку от Москвы. Этим объясняются хорошие темпы продаж на рынке загородной недвижимости эконом-сегмента и заметное отставание объектов более высокого класса: в первом квартале текущего года почти 70% составили сделки экономичного уровня, а элитные объекты  - только 8%.
 
Прочь условности! Прагматизм прежде всего.
 
Кризис заставил девелоперов посмотреть иначе и на структуру застройки комплексов. Теперь повсеместно нарушается принцип архитектурного единства, и внутри одного комплекса можно встретить самые разные форматы жилых домов: от отдельных коттеджей до многоквартирных малоэтажных домов. Таким образом застройщики исключают риски, связанные с ориентацией на узкую целевую группу покупателей, и оставляют за собой возможность маневрирования ценами и форматами строительства.
 
Для жильцов малоэтажных домов и таунхаусов в данном случае очевидны получаемые преимущества: низкая стоимость обслуживания домов и при этом общедоступность услуг, присущих комплексам более высокого сегмента.
 
 
Пока такие посёлки составляют чуть более пятнадцати процентов в массе загородных объектов Подмосковья, но тренд  к увеличению их числа быстро набирает силу. Новые предложения, появившиеся на рынке в первом квартале 2012 года, повышают планку уже до 39%. При этом сегмент «элит», похоже, остаётся невостребованным и потому исчезает из проектов. Участники строительного рынка видят в этом вызов и готовы к разработке качественно новых предложений, рассчитанных на богатых потребителей.
 
В частности, эксперты отмечают, что новорижское направление, которое считалось наиболее популярным для строительства объектов уровня элит, сегодня уже не столь актуально.  Спад продаж специалисты объясняют масштабной реконструкцией дорог и связанными с этим проблемами передвижения. Но некоторые исследователи смотрят шире и констатируют массовый отказ покупателей от традиционных направлений – не только от Новой Риги, но и прочих престижных мест застройки. Выявлена новая тенденция, в соответствии с которой состоятельные покупатели в процессе выбора склонны рассматривать не столько фактор престижности направления, сколько весь комплекс предложений застройщика. Максимальный комфорт и отсутствие малейших проблем в эксплуатации жилья – вот, пожалуй, тот запрос, на основе которого происходят продажи в секторе элит.
 
В поисках преимуществ
 
Итак, новые условия требуют от девелоперов не просто качественного строительства, но и наличия уникальных предложений, отличающихся от прочих.
 
При этом приходится учитывать, что разгул безудержных купеческих куражей окончен. Теперь уже редкий состоятельный покупатель согласится на дополнительные расходы только потому, что на территории закрытого комплекса предлагается доступ к зоопарку, террариуму или крокодиловой ферме…Достаточно прохладно современный элитный заказчик относится и к наличию площадок для личного авиатранспорта, конюшен и прочих «излишеств». Скорее всего, сказывается опыт выживания бизнеса в кризисный период и смутные прогнозы на будущее.
 
Однако, не стоит думать, что богатые покупатели готовы отказаться от самых главных, по их мнению, условий и, прежде всего, от гарантированной безопасности, достаточной приватности, максимальной комфортности и отсутствия неприятного соседства. Поэтому концепция застройки, хоть и более демократично ориентированная, должна предусматривать некоторые эффективные фильтры.
 
В остальном – всё те же традиционные позиции: близко расположенные магазины, медучреждения, детские сады и школы, кафе, спортивные клубы, места для прогулок с детьми и отдыха на природе, речки и озёра с пляжами – коли уж выбрана жизнь за городом…
 
Небольшая, но важная для застройщика группа покупателей - это состоятельные люди, желающие использовать загородное жильё как место отдыха и занятий излюбленным хобби. Это может быть игра в гольф, элитная рыбалка, водные виды спорта, выездка лошадей и прочие занятия. Естественно, что дома для таких покупателей должны быть неподалёку от профильных сооружений и мест.
 
Необходим баланс
 
Резюмируя сказанное, можно прийти к выводу: тренд на популизм в строительстве загородной недвижимости достаточно ощутим, жильё в пригородах стало более доступным, объёмы продаж в комплексах со смешанной застройкой растут…Но существует и важная необходимость сохранения баланса между доступностью и особыми требованиями состоятельных покупателей к загородному жилью. 

8 июня 2012 г.

Отзывы по данному материалу

Написать отзыв